Ширин Фёдор Игнатьевич

Ширин Фёдор Игнатьевич

Командир партизанской бригады. Председатель Пинского райисполкома.

Фёдор Игнатьевич и Мария Ивановна Ширины

Родился Фёдор Игнатьевич Ширин в 1907 в д. Сухая Миля Старобинского района. Участник финской кампании, лейтенант, командир взвода в артиллерийском дивизионе ПВО. Перед призывом в Красную Армию работал председателем сельского Совета в Старобинском районе. После завершения кампании был демобилизован, вернувшись домой, работал инструктором Старобинского райкома партии. В это время завязались дружеские отношения с В. З. Коржом, который неоднократно гостил в доме Шириных.

Когда началась война, Ф. И. Ширин был оставлен в немецком тылу для организации партизанского движения. В партизанах с июля 1941. Командир отряда им. К. Е. Ворошилова (март 1943-ноябрь 1943). Командир партизанской бригады им. Будённого Пинского соединения (ноябрь 1943-июль 1944). Позывной Ф. И. Ширина – «Спокойный». Вместе с Ф. И. Шириным в партизанах была вся его семья: отец 1873 года рождения, братья Алексей и Василий в ноябре 1941 были схвачены и расстреляны, жена с пятью детьми. А деревню Сухая Миля немецкие каратели сожгли вместе с жителями, и она больше не возродилась.

После войны в 1944 Ф. И. Ширин работал в Пинске: был председателем Пинского райисполкома, секретарём Пинского райкома КП(б)Б. Известно, что в марте 1949 Ф. И. Ширин работал секретарём Ивановского райкома КП(б)Б.

Награждён орденами Ленина (1949), Красной Звезды, медалью «Партизану Отечественной войны» I ст.

Умер 26 июля 1980.

Воспоминания Надежды Фёдоровны Василевской (Шириной) - дочери Ф.И.

"За голову моего отца фрицы давали большое вознаграждение. Когда эта затея не вышла, Захватили его детей, думали таким образом выманить командира. На тот момент самой старшей Нине было 12 лет, а самый младший - Жора появился на свет осенью 1941 (мы с сестрой родились после войны). Когда немцы ворвались в хату, Нине удалось вырваться и убежать, а четверых детей фашисты забрали и громко объявили, что везут их в город, там братьев и сестру прилюдно казнят. Трое суток дети просидели в тюрьме. Их должны были расстрелять, но помог случай. Комендант, который как раз и отвечал за казнь детей, где-то проштрафился. Его в срочном порядке отправили на фронт. Перед своим отъездом он выпустил детей. Правда поставил одно условие- им никто не должен помогать. Доберутся до своих, выживут - хорошо. Нет - так он не виноват, судьба такая. На дворе стоял ноябрь. Зима надвигалась суровая, лужи уже были затянуты льдом. Четверо детей, самой старшей было 8 лет, а младшему только 3 месяца, раздетыми, кто в чем побрели по дороге. Никто не верил, что они доберутся. Никто им не помогал - за любую помощь немцы объявили расстрел. Вначале Жору несли на руках, затем тащили на одеяле волоком. Не один километр они так прошли, прежде чем добрели до дома моей тети Оли - маминой родной сестры. Там дети прожили до весны, потом отец свою семью забрал в лес к партизанам".