Доклад "Православие на Солигорщине. История и современность крупнейших храмов района"

Православие на Солигорщине. История и современность крупнейших храмов района.

«Независимо от того, верующие мы или неверующие, мы равны в понимании того, что религия также является феноменом культуры, квинтэссенцией морального опыта, традиций музыкальной, визуальной ритуальной и театральной культуры…»

Дмитрий Лихачев

Православие (в переводе с греческого – «правильное знание», «правильное учение») – одно из направлений христианства, сформировавшиеся в I тысячелетии н.э. в Восточной Римской империи. Православие считает себя истинной апостольской верой, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании. Православная церковь считает себя единственной церковью основатель и глава которой Иисус Христос.

Православное вероучение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Также православные верят в Бога-отца, Бога-сына и в Святой дух. Церковь считает эти три образа неразрывно связанными друг с другом.

История православия на Белорусских землях ведет свой отсчёт с 988 г., когда киевский князь Владимир крестил жителей Киева в Днепре и отправил греческих епископов крестить подданных всей Киевской Руси. Уже в 992 г. была основана Полоцкая епархия. Приблизительно в 1000 г. Полоцкая княгиня Рогнеда основала монастырь в Изяславле.

В Великом княжестве Литовском православие являлось одной из доминирующих религий. В 1315 г. в Новогрудке была образована православная кафедра во главе с митрополитом. В результате объединения православной и католической церквей в 1596 г. число православных верующих начало сокращаться. Этому способствовала активная полонизация белорусских земель: насаждение латинских элементов в униатском богослужении, ведение богослужений на польском языке.

В конце XVIII века белорусские земли полностью вошли в состав Российской империи и позиции православия вновь начинают укрепляться. Открываются закрытые ранее церкви, переосвящаются католические костёлы.

После того, как Беларусь вошла в состав СССР в конце 1922 года, в стране начинается масштабная компания по борьбе с религиями. Монастыри, семинарии и храмы массово закрывали, их имущество подлежало национализации. До перестройки деятельность любых религиозных институтов была запрещена

Сегодня Православная церковь является крупнейшей религиозной конфессией на территории Беларуси. По данным переписи 2009 г. почти половина всего населения страны являются православными.

Общебелорусские процессы становления православия характерны и для наших земель.

Непосредственно о православии на Солигорщине и сведениях о располагавшихся на территории нынешнего Солигорского района православных церквях и храмах, мы находим на страницах «Описания церквей и приходов Минской епархии» 1879 года. По материалам этой книги в середине XIX века в нашем районе было 17 православные церквей – 12 парафиальных (приходских) и 5 приписных.

В селе Брянчицы располагалась деревянная Георгиевская церковь, построенная в 1840 году.  Сейчас части этой церкви находятся в деревне Гоцк в составе храма Мученицы Параскевы Пятницы. В 30-х годах XX столетия здание церкви использовалась как клуб. При содействии протоиерея Николая Розова из деревни Брянчицы Солигорского района в Гоцк было перенесено здание Свято-Георгиевской церкви. К перевезенному срубу была прирублена алтарная часть.

Георгиевская Церковь в д. Брянчицы. 1920-е

Храм Мученицы Параскевы Пятницы в д. Гоцк

Бывшее местечко Вызна (ныне Красная Слобода) располагалось на реке Вызенка, притоке реки Морочь. В  Вызне кроме православной церкви в конце XIX века имелось ещё 2 синагоги. Бывшая приходская деревянная Николаевская церковь, расположенная в центре местечка в 1877 году сгорела от громового удара. При церкви существовало церковно-приходское попечительство и штатное народное училище.

Николаевская церковь в м. Вызна, 1925 год

Приход храма святителя Георгия Могилёвского в г.п. Красная Слобода

Ещё до 1799 года в деревне Большой Рожан существовала православная церковь. В 1845 году на средства князя Винтгенштейна была заново отстроена Вознесенская церковь. Деревянное здание церкви было построено на каменном фундаменте и имело форму вытянутого прямоугольника с одним куполом. В 1879 году количество прихожан увеличилось, что потребовало расширения помещения. Приход состоял из 4 деревень.

Интересен тот факт, что в Солигорском краеведческом музее хранится подлинник Брачного обыска Рожанской Вознессенской церкви, в котором  собраны сведения о 600 браках, заключённых в период с 1857 по 1881 годы прихожанами церкви. Благодаря обыску мы можем не только ознакомиться с особенностями той эпохи  но и, возможно, узнать о своих родственниках.

"Обыскъ Брачный" Рожанской Вознессенской церкви

В 1882 году здесь была открыта первая церковно-приходская школа для 30 мальчиков. По состоянию на 1901 год приход включал около 2 с половиной тысяч прихожан из 15 селений.

В 30-ые годы Свято-Вознесенская церковь была закрыта. А в 1965 и вовсе уничтожена.

Храм Вознесения Господня в д. Большой Рожан

В деревне Князь-Озеро (ныне Красное Озеро) размещалась Покровская церковь, основанная в 1579 году.

Спасо-Преображенская церковь деревни Краснодворцы до середины XX века входила в состав Свято-Успенского прихода деревни Завшицы. В этой деревне, упоминаемой в ХVII-ХVШ веках как часть Слуцкого княжества, издревле была одна приходская церковь,  которая сгорела от удара молнии в 1861 году. А уже в 1862 году со Слуцкого Спасо-Ильинского женского монастыря была перевезена и установлена деревянная в виде креста Свято-Успенская церковь. Отдельно была устроена деревянная колокольня с 4 колоколами. Здесь же  размещалась и церковно-приходская школа.

В экспозиционном зале музея можно найти уникальные экспонаты: крест из медных пластин, оклад церковной книги, фрагменты одеяний священнослужителей, случайно найденных при рытье траншеи водопровода в д. Завшицы.

По данным на 1864 год к этой церкви приписными являлись 2: одна в деревне Кривичи – во имя Казанской Божией Матери, а другая – в Преображенская в Краснодворцах.

Из трех церквей только Спасо-Преображенская церковь в деревне Краснодворцы уцелела до 1960 года. В 1960 году здание Преображенской церкви в деревне Краснодворцы было разрушено.

Настоятель Преображенской церкви священник Захарий Петров до последнего защищал свой храм, а когда стало невозможным сопротивляться разрушению, то он церковное имущество раздал верующим, чтобы они хранили все в домах.

Возобновление приходской жизни в деревне Краснодворцы пришлось на 90-е года XX столетия.

Храм Преображения Господня, д. Краснодворцы 

Один из старейших приходов нашего района располагался в селе Морочь. Известен он с XVII века. Православная церковь здесь была от незапамятных времён и по ветхости была разобрана в 1846 году.

А деревянная однопрестольная Вознессенская церковь была построена в 1845 году князем Львом Радзивиллом. До начала XIX века здесь существовал Николаевский монастырь.

В бывшем местечке Погост было расположено две синагоги, так как там проживало значительное число евреев. Церковь Иоанна крестителя была построена прихожанами в 1824 году на пожертвования, собранные по всей губернии. Апсиду храма отличал пятиярусный иконостас с 39 иконами «греческой письменности». До конца XIX века церковь пришла в  плохое состояние.

При церкви было учреждено церковно-приходское попечительство и имелось штатное народное училище. Для обучения детей повседневным молитвам и началам грамоты имелось 11 деревенских церковно-приходских школ.

В деревне Пруссы располагалась церковь Рождества Богородицы 1772 года постройки.

Свято-Николаевская церковь в г.п. Старобин была расположена в центре бывшего местечка. Построена в 1859 году из дерева на средства князя Витгенштейна и освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Произведение народной архитектуры с элементами ретроспективного русского стиля. Имела 3 входа.

В  годы  гонений церковь постигла горькая участь. Ее переделали в клуб. В 1982 году клуб сгорел. В настоящее время отстроенный заново храм святителя Николая Чудотворца  является приписным к храму святого апостола Иоанна Богослова г.п. Старобин.

 Храм Святителя Николая Чудотворца, г.п. Старобин

Информация о Петропавловской церкви в с. Старчицы также была зафиксирована в книге 1879 г. «Описание церквей и приходов Минской епархии» с. 244–250. До 1670 года дремучий лес, носивший название «Стражево», покрывал местность, где ныне находится Старчицкая Петро-Павловская церковь. Здесь, на Вышковской горе, по случаю явления Богоматери некому Льву Шопоме, в 1670 году был построен монастырь. Здания сего монастыря состояли из деревянных церквей – Рождество-Богородичной и Петро-Павловской.

В 1738 году монашеские кельи были истреблены пожаром и вновь были отстроены за средства Слуцкого монастыря. В 1818 году монастырь был закрыт, а церковь стала приходской.

Настоящая Петро-Павловская церковь в 1873 году она была вновь отстроена прихожанами. Снаружи вся церковь была окрашена в зеленый цвет, а стены в перламутровый. Иконостас в церкви состоял из 38-ми икон, писанных в византийском стиле и расположенных в четыре яруса.

По правую сторону от царских врат, на том месте, где должна размещаться икона Спасителя,  находилась явленная чудотворная икона Богоматери с предвечным младенцем. Украшена икона серебряною вызолоченной ризою чеканной работы.

Во время пожара в 1738 году, испепелившего Старчицкий монастырь, погибло описание многих чудес от сей иконы. Но в келейной летописи святой Дмитрий Ростовский говорит, что 14 июля 1678 года он был в Старчицах для поклонения чудотворной иконе Богоматери, и во время литургии в воскресный день исцелились две больные головою и глазною болезнью, один бесноватый, одна женщина от внутренней болезни и одна глухая женщина.

Есть в Старчицкой церкви и другая чудотворная икона Богоматери, именуемая Смоленской, изображенная на круглой деревянной доске в резной золоченной раме, украшена серебряной вызолоченной ризою. На оборотной стороне данной иконы сделана следующая надпись: «Сия чудотворная икона Богоматери была в палатах князя Григория Осолинского и объявила ему двоекратно, что надо отдать ее в церковь монастыря Старчицкого. Он же, Осолинский, прилежно испытав и расспросив о нареченном монастыре, сам немедленно из Смоленска привез ее в церковь 2 февраля 1698 года».

В состав прихода входило пять селений: Старчичи, Поповцы, Замогилье, Мозали и Веска. При церкви было учреждено церковно-приходское попечительство и в 3-х деревнях находились начальные школы для обучения в них чтению и повседневным молитвам.

Как видно из описания, монастырь располагался на горе посреди густого леса под названием Стражава. Сегодня местность очень изменилась и почти ничего не напоминает о когда-то бывшем здесь монастыре.

Известно, что в деревне Хоростово когда-то была Свято-Георгиевская церковь.

В 1780 году была построена деревянная униатская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая во время общего воссоединения униатов была преобразована в православную.

 Храм Покрова Пресвятой Богородицы, д. Хоростово

В предвоенные годы настоятелем церкви был священник Иоанн Семенович Лойко. Во время Великой Отечественной войны Иоанн Семенович принародно благословил трех своих сыновей идти в партизаны. В феврале 1943 г. Хоростово было окружено карательными отрядами фашистов. Штабом партизанского командования было принято решение без боя оставить этот край и с большей частью населения выйти из окружения, но отец Иоанн остался с теми, кто не имел возможности отступать, чтобы помогать больным, калекам, беспомощным старикам. Он был сожжен фашистами 15 февраля 1943 года вместе с 300 прихожанами в храме, где совершал Божественную литургию. Из объятой пламенем церкви каратели слышали всенародное пение молитв "Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите…". Это значит, что все, находившиеся в сжигаемой церкви, причащались. Иоанн Семёнович по долгу
пастырской совести разделил до конца со своими пасомыми их земную юдоль.

В 1992 году было начато строительство новой православной церкви в д. Хоростово за три года была построена Свято-Покровская церковь. В 1996 года она была освящена.

В своём рассказе не хотелось бы обойти и жемчужину нашего края — Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы, д.Чижевичи

До 1795 года в деревне Чижевичи церкви не было вовсе, местность относилась к приходу деревни Издрашево (сейчас в Солигорском районе), где с незапамятных времен существовала православная Георгиевская церковь. В 1678 году саксонские войска сожгли Георгиевский храм. В 1795 году в деревне Чижевичи была построена Покровская церковь. В 1807 году церковь сгорела, но достаточно быстро была восстановлена силами прихожан и уже в 1808 году была вновь открыта. На протяжении всего XIX века здание не раз подвергалось ремонту. Приход церкви был достаточно обширен, в него входило 7 близлежащих селений: Чижевичи, Метявичи, Кулаки, Издрашево, Дубеи, Забродские и Стомогилы, что в общей сложности составляло около 2000 прихожан.

В 1861 году была воздвигнута колокольня с 12 колоколами. Высота колокольни — 27 метров.

В 1913 году настоятелем Свято-Покровской церкви стал иерей Иоанн Панкратович — он был последним настоятелем перед закрытием храма в 1937 году советскими властями. В октябре 1937 года отец Иоанн был расстрелян в городе Слуцке. Был причислен к лику местночтимых святых постановлением Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года, прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Иерей Иоанн Панкратович

Одноименный храм возведён у Покровской церкви в 1994 году.

До 1942 года здание церкви использовалось советскими властями как зернохранилище, а в годы Великой Отечественной войны, по прошению прихожан, комендант города Слуцка разрешил вновь открыть храм, и в нем вновь стали проводиться богослужения. В 1989 году усилиями прихожан и протоиерея Николая Розова храм был полностью реставрирован. 7 октября 1990 года храм посетил Предстоятель Белорусской Православной Церкви митрополит Филарет. С 1992 по 1995 годы на территории двора храма состоялось строительство крестильного храма, также было построено административное здание, которое используется в качестве библиотеки и помещения воскресной школы. На базе прихода расположен Церковно-исторический музей Слуцкой епархии. Здание храма является памятником деревянного зодчества республиканского значения и входит в число древнейших деревянных храмов на территории Беларуси.

Всё изменилось сегодня, даже названия деревень: Старчицы – Октябрь, Замогилье –  Рассвет.

Но память народная живёт и нужно делать всё, чтобы она жила вечно.