Харахонов Василий Иванович

Харахонов Василий Иванович

Харахонов Василий Иванович – советский морской авиатор, подполковник, мастер парашютного спорта СССР, во время ВОВ являлся начальником ПДС ВВС ВМФ, готовил разведчиков–парашютистов при РОШ КБФ, позднее готовил парашютистов Ленинградского фронта.

В. И. Харахонов родился 14 января 1902 г. в с. Тёплое, Александровской вол., Лукояновского уезда, Нижегородской губ., русский. В 1911 г. окончил 1 класс сельской школы. В апреле 1918 г., будучи шестнадцатилетним, добровольно вступил во Рабочее-крестьянский Красный флот и участвовал в Гражданской войне. Сначала стал матросом военного парохода «Ваня Коммунист», а с октября 1919 г. – бортовым пулемётчиком на военном пароходе «Красная Москва». Воевал против чехословацкого корпуса и войск Колчака на Волге и на Каме, под г. Казанью, Золотовским затоном и г. Царицыном. В 1919 г. он получил первое ранение.
В мае 1924 г. его судьба делает крутой поворот, и В. И. Харахонова назначают командиром отделения – помощником командира взвода 25-го Заамурского кавалерийского полка 5-й Ставропольской кавалерийской дивизии имени товарища Блинова (2-го формирования). В 1925 г. 5-я кавдивизия участвовала в боевых походах против банд горских националистов в Чечне, Осетии и Дагестане. В октябре 1926 г. В. И. Харахонов стал старшиной отдельного пулемётного эскадрона той же дивизии. В ноябре 1927 г. его перевели старшиной пулемётного эскадрона 91-го кавалерийского полка 12-й кавалерийской дивизии.
Ровно через год, в ноябре 1928 г., В. И. Харахонов поступил на учёбу в Северо-Кавказскую горскую национальную военную школу. В 1930 г. он вступил в ВКП(б). В том же году участвовал в боевых действиях против банд в горах Карачая (Большой Кавказ) и вторично был ранен. После излечения в мае 1931 г. он стал командиром пулемётного взвода 92-го кавалерийского полка 12-й кавалерийской дивизии.

В сентябре 1931 г. судьба В. И. Харахонова вновь круто меняется, и его назначают стажёром–летнабом в 46-ю авиационную эскадрилью Северо-Кавказского военного округа (СКВО). И уже в декабре того же года он становится слушателем курсов при 3-й военной школе лётчиков и летнабов им. Ворошилова в г. Оренбурге. По окончании школы в августе 1932 г. он был направлен младшим летнабом – начальником ПДС в 56-й авиационный отряд 21‑й авиабригады СКВО. Ровно через год, в августе 1933 г., он стал начальником парашютно-десантной службы той же бригады. В том году при 21-й ТБАБ был сформирован авиадесантный батальон особого назначения, первым командиром которого с 1933 г. до 1936 г. являлся начальник ПДС авиабригады капитан В. И. Харахонов.

Благодаря его энтузиазму, почти весь личный состав 21-й ТБАБ был увлечён парашютным спортом. При участии В. И. Харахонова 18 августа 1934 г. на аэродроме в г. Ростов-на-Дону впервые была осуществлена массовая выброска парашютистов. В 1935 г. на учениях СКВО выбрасывался воздушный десант численностью 115 человек у ст. Варенниковской. Подготовленный им личный состав авиабригады под его же руководством во время манёвров 1936 г. впервые сбрасывал на парашютах военное снаряжение (винтовки, патроны и продовольствие). Достижения В. И. Харахонова в подготовке личного состава бригады и его личные успехи были настолько велики, что 25 мая 1936 г. он был награждён орденом Ленина.
В марте 1938 г. В. И. Харахонов был переведён в морскую авиацию и стал начальников ПДС ВВС ВМФ, с марта 1941 г. – начальником ПДС 2-го отдела Управления ВВС ВМФ. Именно он руководил сборами инструкторов ПДС ВВС ВМФ, в том числе высотно-затяжными, которые проводились в Крыму в мае 1940 г. Он установил много высотных рекордов, выполнял сложные и экспериментальные прыжки с различных типов самолётов, из всевозможных положений в полёте (виражи, спирали, штопор), совершил 16 прыжков с высот более 5000 м. 19 июля 1940 г. В. И. Харахонов прыгнул с высоты 13025 м, пролетел почти 12000 м, не раскрывая парашюта, чем превысил мировой рекорд более, чем на 1000 м.

Он принадлежал к числу самых опытных и мужественных парашютистов. Чтобы испытать надувной спасательный пояс морских лётчиков, прыгнул с самолёта в Балтийское море и двадцать три часа плавал в полном лётном обмундировании. В другой раз прыгнул в море при сильном ветре для проверки возможности использования парашюта в качестве паруса. Придумал особый комбинезон, который, по его мнению, давал парашютисту возможность управлять своим положением при падении в воздухе. В. И. Харахонов был сам мастером парашютного спорта и воспитал десятки мастеров спорта. Среди них будущий Герой Советского Союза В. Г. Романюк и будущий заслуженный тренер СССР, заслуженный мастер спорта СССР П. А. Сторчиенко.

Газета Вечерняя Москва в июле 1940 г. с восхищением писала о В. И. Харахонове так: «Человек с голубым куполом парашютика на груди смел. Он не боится пространства. Если купол большой, тёмно-синий – мужество человека бесспорно. Он мастер парашютизма. Его храбрость проверена много раз и скреплена блестящим ромбом под стропами эмалированного значка с трёхзначной цифрой его подвигов. Только один человек имеет под куполом цифру 599. Вчера он заказал новый ромбик – на нём выгравировано «600». Владелец значка совершил шестьсот бесстрашных прыжков и пролетел в пространстве не меньше тысячи километров. Этот человек сообщил о себе в двух словах: “Харахонов Василий Иванович, образца 1902 года, морской парашютист”.

Таков стиль его разговора на земле весёлый, шутливый. Над землёй он становится серьёзным и молчаливым. <...> Харахонов прыгал со всех существующих воздушных кораблей из всевозможных положений. Он даже прыгал с самолётов иностранных марок. <...> Первым прыжком он остался недоволен, хотя многие первый прыжок боготворят. В Новочеркасске в 1932 году начальник сказал ему, что лётчик-наблюдатель должен уметь прыгать. Эту прописную для наших дней истину тогда приходилось внушать. Инструктор привёз из Москвы парашюты и объяснил их устройство. Всё было упрощено, как во времена Пегу, впервые прыгнувшего с самолета 26 лет назад: надеть ранец, застегнуть лямки, подняться на высоту, вылезть на плоскость, прыгнуть и дернуть за кольцо. После такой инструкции парашютиста пронесло далеко за аэродром над проводами передачи и стукнуло оземь. Именно стукнуло, ибо сам он парашютом не управлял, будучи в этот раз лишь падающим предметом. Удар, разумеется, пришёлся не по вкусу. Харахонов стал вырабатывать технику прыжка, управлять и шёлковым куполом и собой, прыгать, куда намечено, а не куда тянет парашют. Ни один прыжок он не совершал ради удовольствия, хотя удовольствие находил в каждом. Он стал парашютистом-экспериментатором и учителем парашютизма в среде морских лётчиков...

Харахонов как руководитель морских парашютистов методично изучал новое для себя дело. Он покидал самолёт над морем на высоте тысячи, полутора тысяч и даже пяти с половиной тысяч метров. Было распространено мнение, что прыгать в зимнем обмундировании в воду – верная гибель. Это мнение Харахонов опроверг. В прошлом году он в унтах, комбинезоне и тёплом шлеме поднялся на полторы тысячи метров над морем и прыгнул. Он продержался на воде час сорок восемь минут. Харахонов задумал использовать парашют как парус. Эта идея не пользовалась особой популярностью, в неё мало кто верил. Он доказал ее практическое значение».
В начале Великой Отечественной войны В. И. Харахонов продолжал руководить парашютно-десантной службой Авиации ВМФ. А в январе 1942 г. его направили в распоряжение начальника 1-го управления ВМФ, в феврале присвоили звание подполковника и прикомандировали к разведывательному отделу штаба Балтийского флота, где он занимался парашютно-десантной подготовкой разведчиков–парашютистов. По неизвестной причине в июне 1942 г. В. И. Харахонов был понижен в звании до майора и в сентябре направлен в распоряжение Военного совета КБФ. В октябре он был передан в распоряжение командования Ленинградского фронта.

С этого времени он являлся начальником воздушно-десантной службы штаба Главного управления Гражданского воздушного флота. К сожалению, 31 мая 1944 г.он погиб. Военно-транспортный самолет СИ-47, в котором находился В. И. Харахонов, потерпел катастрофу и упал в районе деревни Новый двор, Солигорского р-на, Минской обл., совершая посадку на партизанский аэродром «Корж» (взлётно-посадочная площадка Хоростув).
Награды: орден Ленина (1936), орден Красной Звезды, медаль «ХХ лет РККА» (1938), медаль «За оборону Ленинграда» (1943).

Биография из книги " Из истории парашютного дела в Военно-морском флоте" (авт. Г.Э.Вабищевич В.В.Топорков)