Елена Стемпковская

       ПОДВИГ РАДИСТКИ ЕЛЕНЫ СТЕМПКОВСКОЙ

      В июне 2021 года Солигорским районным Советом депутатов было принято решение назвать одну из строящихся улиц города именем Героя Советского Союза, участницы Великой Отечественной войны  Елены Константиновны Стемпковской.

Елена Константиновна Стемпковская

Елена Стемпковская родилась в деревне Мазурщина (ныне Солигорского района) в семье белорусского крестьянина, участника обороны Порт-Артура и Гражданской войны Константина Максимовича Стемпковского. Там она окончила 7 классов сельской школы.

В конце 1930-х годов семья переехала в посёлок Баяут Баяутского района Сырдарьинской области Узбекистана, где тогда начали развивать хлопководство. Там она пошла учиться в 8-й класс. После уроков она вместе с одноклассниками работала на плантациях.

После окончания школы поступила в Ташкентский педагогический институт.

В Красной Армии с июня 1941 года. Прошла подготовку на курсах радиотелеграфистов. С января 1942 года на фронте Великой Отечественной войны. Служила в стрелковом батальоне 216-го стрелкового полка (76-я стрелковая дивизия, 21-я армия, Юго-Западный фронт).

В июне 1942 года в районе села Зимовенька Шебекинского района Курской (ныне Белгородской) области батальон попал в окружение. Елена Стемпковская обеспечивала радиосвязь со штабом полка, а когда был убит корректировщик, вызвала огонь на себя. При прорыве кольца в составе взвода обеспечивала отход батальона к своим. Погибла в этом бою. Похоронена в селе Зимовенька.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командирования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками младшему сержанту Елене Стемпковской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В изложении личного военного подвига или заслуг указано:

"Тов. Стемпковская Е. К. прибыла в дивизию в качестве радистки и была направлена в 216 сп в роту связи. Работая радисткой на радиостанции, показала себя исключительно дисциплинированной, работоспособной, пламенной патриоткой нашей Родины. Как лучшая комсомолка была избрана секретарём президиума ротной комсомольской организации и членом полкового комсомольского бюро. В бою исключительно смела и решительна. Неоднократно подавала рапорта на имя военного полка с просьбой зачислить её в роту автоматчиков. Как лучшая радистка была послана в стрелковый батальон этого полка, где работала на радиостанции, держала связь с командиром полка.

30 июня 1942 года в ожесточённом бою под селом Зимовенька Елена Стемпковская проявила исключительную смелость и мужество. Численно превосходящие силы противника вклинились в нашу оборону. Стемпковская ни на минуту не прерывала связь с командиром полка, передавая боевые донесения, принимая приказы. Противнику удалось окружить батальон, где находилась тов. Стемпковская, но она не дрогнула.

До последней минуты Стемпковская передавала боевое донесение. И только тогда, когда фашисты подошли на близкое расстояние, отважная радистка взялась за карабин и в упор застрелила троих гитлеровцев. Фашистам удалось незаметно подобраться к Стемпковской и схватить её. Отважную радистку, кандидата партии фашисты утащили в село, занятое немцами, зверски замучили её, отрубив руки.

Тов. Стемпковская представлена для посмертного награждения орденом Ленина".

 

 

Описание подвига Елены Стемпковской из материалов журналиста Игоря Самочеляева.

…Весной 1942 года первая группа девушек – добровольцев, окончивших курсы радиотелеграфисток, прибыла в штаб Юго - Западного фронта. Среди них была и Елена Стемпковская. Приняв военную присягу, она получила назначение в действующую армию – 216 – й стрелковый полк 21 – армии. Но служба в полку не ограничивалась только радиостанцией, она по полной программе изучила стрелковое дело и научилась в совершенстве владеть пулемётом и автоматом. В середине мая 1942 года наши войска перешли в наступление на Изюм – Барвенковском направлении. 216 полк получил приказ развить наступление в направлении села Муром, что на Белгородчине. Начались ожесточённые бои за сёла Графовка, Зиборовка, Шамино. Более двух недель не удавалось на этом участке фронта сломить сопротивление врага. Немцы готовились к летнему наступлению на Сталинград, где каждый населённый пункт был ими сильно укреплён.

          В двадцатых числах июня 216 полк занял оборону западнее села Зимовенька. Второй стрелковый батальон укрепился у восточного яра и построил оборону в районе сельского кладбища. Разведчики прощупывали передний край врага. Наши готовились к бою. На рассвете 29 июня 1942 года немцы открыли по нашим частям ожесточённый артиллерийский огонь, поддержанный бомбовыми ударами с воздуха, после которого предприняли попытку ворваться в наши окопы. Они шли в полный рост, считая наших погибшими. Но не прошли. Яр был усыпан гитлеровцами, погибшими от наших пуль. Тогда противник стал обходить батальон с двух сторон, пытаясь его окружить. Силы были неравны. Отразив две атаки немцев, 216 полк вынужден был отступить. Командир 2 – го батальона капитан Савченко приказал 4 –й роте лейтенанта Петра Киреева прикрыть отступление батальона, а с наступлением темноты пробиться к своим. Политрук Трофим  Черный провёл беседу с бойцами роты, которых оставалось всего… 16 человек.

Елена Стемпковская, получив приказ отойти с батальоном, поползла из блиндажа мимо командного пункта артбатареи. Заглянув туда, радистка увидела погибших корректировщиков. Она взяла телефонную трубку из рук погибшего и услышала тревожный вызов: «Берёза, Берёза, Берёза». «Я Берёза», - отозвалась она. «Кто это там?» - удивились на другом конце провода. «Младший сержант Стемпковская, радист 2-го батальона. Нет тут больше никого, все ваши корректировщики убиты. Батальон отходит, немцы прут на пригорок… По кладбищу, огонь!» Но недолго пришлось Лене корректировать огонь батареи. Телефон умолк, и она поползла к траншее.

Там политрук Чёрный и лейтенант Киреев с горсткой бойцов сдерживали натиск врага. Подняв автомат убитого бойца, она начала стрелять по наступающим фашистам. Из 18 человек в роте оставалось только трое: она, Чёрный и Киреев. Воздух был насыщен смрадом и запахом крови – только хватило бы сил выдержать, сохранить рассудок в этом аду. Из раскалённых стволов они косили наступающих немцев. Упал Киреев, сражённый пулей. Прямо на них шел вражеский танк, стреляя из орудий и пулемётов. Навстречу ему с гранатой в руке поднялся Черный. Взрывом разорвало гусеницу, и подбитый танк завертелся на месте. Взрывной волной политрука Чёрного бросило в траншею и засыпало землей. Лена осталась одна. Перебегая из одного фланга траншеи на другой, она продолжала вести огонь из обоих автоматов, пока не была сражена вражеской пулей. Погибла вся 4 –я рота. В этом бою было отбито 4 атаки врага, но приказ был выполнен – полк и штаб батальона из окружения вышли.

На следующий день к месту боя пришли местные жители, наблюдавшие за ходом неравного сражения и слышавшие женский крик «Погибаю за Родину!». Они похоронили Елену Стемпковскую и Петра Киреева там, где они выполнили свой долг до конца. А политрук Трофим Чёрный чудом остался жив. Взрывом гранаты его контузило и засыпало землей. Утром он выбрался из – под земли, но был взят в плен немцами, собиравшими трупы своих солдат. Пройдя все унижения и муки плена, он только через двадцать с лишним лет подробно рассказал об этом подвиге радистки Елены Стемпковской. Весть о подвиге радистки "перешла" через линию фронта, обросла легендами, распространилась в полках, дивизиях, армиях, но при этом искажались место подвига и его обстоятельства…

Из воспоминаний Т.С. Чёрного «Пропавший без вести»

...Но сейчас об этом памятном бое. Ввалившись в окоп, Елена стала стрелять из автомата по наступающим немцам. Четвёртый раз они сделали отчаянную попытку подняться и перейти в наступление. Танки, между тем, медленно продвигались к нашим окопам. Стреляя из ручного пулемёта, я был ранен в правую руку. Лена перевязала мне рану. В этот момент подбежал Киреев, обнял меня и сказал:

Ну, прощай, политрук. Эх, продержаться бы до темноты! – и он побежал к своему пулемёту.

Вражеский танк, приблизившись к траншее на расстояние до 15 метров, не смог вести прицельного огня, и я, воспользовавшись этим, бросил в него противотанковую гранату. В тот же миг раздался глухой взрыв. Я словно провалился в бездну…Так закончился для меня бой возле с. Зимовеньки. Свои меня тогда не нашли: я был уже далеко от места боя. Поэтому родителям и отправили телеграмму следующего содержания: «Ваш сын Трофим Савельевич Чёрный пропал без вести»...

Никто не забыт, ничто не забыто

В 1955 году московский писатель Л.Н. Савельев начал собирать материалы о подвиге радистки. Он побывал и в Белгородской области. Эта поездка оказалась удачной. Спустя три года на основе собранных материалов он написал книгу «Девушка в серой шинели», получившей огромную популярность в стране.

В экспозиции Солигорского музея также представлена книга с дарственной надписью от автора, рассказывающая о подвиге, который служит нескольким поколениям примером мужества, патриотизма и отваги юной девушки1.

В г. Волгоград есть улица, названная её именем. В Ташкентском педагогическом институте установлена мемориальная доска, её именем названа средняя школа, где она училась. На Белгородчине, в Шебекинском районе, есть монумент в честь радистки  Героя Советского Союза. В Солигорском районе установлена мемориальная доска, возводится одноименная улица.