Галина Макарова

Галина Климентьевна Макарова

Галина Макарова родилась 27 декабря 1919 года в посёлке Старобин (Солигорского района).

Г.Макарова в молодости

Агата Чехович – она же Галина Макарова скрывала фамилию отца. В советские годы представить, что у народной артистки СССР Галины Макаровой течёт голубая кровь, было невозможно. А она, для того чтобы стать актрисой, поступить в студию при Купаловском театре, поменяла фамилию с отцовской Чехович на материнскую Апанащик.

Климентий Чехович (отец актрисы) был офицером царской армии. В Первую мировую служил в ставке царя, в семье даже хранился серебряный поднос и чайный сервиз, подаренные государем. Не приняв советскую власть, Чехович воевал в армии Деникина, дошел до Крыма, но не эмигрировал, а вернулся в Старобин. Климентия Чеховича арестовали, год он просидел в тюрьме, но остался жив. Семья Чехович навсегда получила клеймо лишенцев. Им пришлось уничтожить все документы, связывающие их с именем отца. В новом паспорте девушки год рождения был указан неверно. Позже она самостоятельно вычислила, что родилась в 1916 году.

Будущая актриса приехала в Минск, устроилась санитаркой и, как в родном городе, участвовала в художественной самодеятельности.

В студию Первого Белорусского драматического театра (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы) она поступила уже под материнской фамилией, а Макаровой стала, выйдя замуж. Ради театра актриса из Агафьи-Агаты превратилась в Галину.

Окончила студию 1938 году. В этом же году была принята в труппу этого театра.

В это же время увлекалась экстремальными видами спорта, конным спортом, метанием копья, а также вышиванием. В 1937 году стала чемпионкой республики по мотокроссу.

Первый муж Иван Макаров дал ей фамилию. Когда началась война, Иван Макаров ушел на фронт, а Галина вместе с сыном приехала сначала к его родителям в Москву, а затем уехала в эвакуацию в г. Яранск. Из эвакуации она вернулась в Москву, прошла даже собеседование в Вахтанговский театр. Но после возвращения мужа с фронта они расстались. Галина случайно встретила на московской улице известного белорусского скульптора Заира Азгура, от которого узнала, что купаловцы возвращаются из эвакуации в Минск. И решила ехать на Родину.

Г.Макарова с первым мужем Иваном Макаровым

Сын Эдуард жил с Галиной Климентьевной в Минске. В начале 50-х она вместе с новой семьей, мужем актером – купаловцем Павлом Пекуром и дочкой Татьяной, получили квартиру на Круглой площади. Сейчас на этом доме висит мемориальная доска актрисы.

Со вторым мужем – актером Павлом Пекуром – Макарова прожила 30 лет. Считала, что старше его на несколько лет. Точную дату своего рождения не знала ни Галина Макарова, ни одна из ее сестер, ведь год рождения им записали на глаз.

 Г.Макарова с мужем Павлом Пекуром в спектакле "Молодая гвардия"

Ни один человек в театре не знал о её происхожденни. Она молчала и всегда строила из себя простолюдинку. Макарова была разноплановой актрисой – играла и Шекспира, и русскую классику. А какой Кикиморой она была в «Аленьком цветочке»! Она себе и смех ведьмарский придумала, и трюки: Галина Климентьевна хваталась за кулисами за лиану, ее отпускали в нужный момент, и она пролетала над сценой сначала в одну сторону, затем в другую.

Но звездный час в театре пришел к актрисе, когда Андрей Макаёнок написал специально для Макаровой «Лявониху на орбите». До этого Макарова играла или роли второго плана, или дублировала купаловскую приму Лидию Ржецкую. Если бы не Макаёнок, Лушку в «Лявонихе» сыграла бы другая актриса. Но драматург сказал: «не будет Макаровой, забираю пьесу». 

Макарова выходила на сцену Купаловского театра в более шестидесяти образах, наполненных её сдержанной и мятежной, покорной и неподвластной жизненным бурям душой, тонкими трагическими и лирическими переживаниями, временами слегка ироничными, а это уже, с ее слов «от её женской натуры, от родных корней, от земли-матушки, батьковщины».

В пьесах и фильмах проявилась индивидуальность актрисы, её щедрый неисчерпаемый талант – неповторимость, её внешний облик не изменяется: доброе лицо, руки труженицы, отзывчивый, чуткий взгляд…

Её узнают, ее творческий почерк не перепутаешь ни с кем другим. Талант актрисы словно выращенный природой и неповторимым краем – краем гладкоствольных, белоснежных березок, словно наполнен ни с чем несравнимым запахом медуницы, чабреца и любимой сирени. Национальное, исконно белорусское, чувствуется почти в каждой ее реплике, переливается в новых судьбах и характерах, угадывается в не неповторимой, сочувственно доброй материнской усмешке, в нестерпимо жадных к любому труду руках, которые успевали делать так много, что остаётся только удивляться.

 Кинослава пришла к ней, когда на экраны вышел фильм Сергея Микаэляна «Вдовы» 1976 года. Роль Александры Матвеевны Громовой в кинодраме глубоко тронула сердца миллионов телезрителей. Галине Макаровой тогда было 57 лет.

В этом фильме режиссер открыл сразу двух актрис – Галину Скоробогатову и Галину Макарову. Потом были картины «Белые росы», «Иван», «Осенние сны», «Белые одежды».

Г.Макарова в фильме "Вдовы"

Умерла Галина Климентьевна на своей любимой даче под Минском в дождливый сентябрьский день 1993 года. Накануне отметив день рождения внука Егора. Она вымолила у Бога легкую смерть, панически боясь быть кому-то обузой.

Похоронена в Минске на Восточном кладбище.

В ГУК «Солигорский краеведческий музей» взору посетителей представлены экспонаты, рассказывающие о жизненном и творческом пути народной артистки на сценах театра и экрана.

Фотографии с кадрами из художественных фильмов, сценические образы, киноафиши: «У ноч з 6 на 7 ліпеня "Купалле" (першы раз у горадзе)», художественных фильмов «Комендантский час» и «Вдовы», сценарии и программы спектаклей: комедии в трёх частях «Лявоніха на арбіце», драмы в 2-х частях «Навальніца», комедии в 2-х частях «Святая прастата», трагикомедии в 2-х частях «Трыбунал», режиссерский сценарий С.Микаэляна «День Победы», по которому был снят фильм «Вдовы» с участием Г.К.Макаровой и др.

Книги: А.Е.Макаёнка «Пьесы» с дарственной надписью Г.К.Макаровой, «З жураўлінай чарады», 1995 г. и «Тварэнне легенды» 1987 г. В.Колесникова.

Несомненно, самым ценным экспонатом витрины является сувенир-приз «Золотая туфелька», присужденный актрисе Г.К. Макаровой «За лучшую женскую роль» в кинофильме «Молодая жена». Туфелька закреплена на кинопленке, которая символизирует кинематограф и является его атрибутикой, и в очередной раз подтверждает, что жизнедеятельность Галины Климентьевны Макаровой была тесно связана с данной профессией.