Старчыцкая Петрапаўлаўская царква

Апісанне Старчыцкай Петрапаўлаўскай царквы 

На захад ад в. Папоўцы, што ў Салігорскім раёне, ёсць невысокая гара, якую з даўніх часоў насельніцтва мясцовых вёсак называе Манастыр. Старэйшыя людзі расказваюць, што раней і сапраўды тут быў манастыр, а пазней царква, якая была разбурана недзе ў 1939 - 1940 гг. Гэтыя звесткі дакументальна падцверджаны ў кнізе 1879 г. выдання "Описание церквей и приходов Минской епархии" с. 244-250:

"I. Местность.

Село Старчичи, Слуцкого уезда, 2-го благочиннического округа, расположено в местности низменной, но не орошаемой никакою рекою, при дороге проселочной в г. Слуцк и в м. Тимковичи, находится в расстоянни 154 в. от г. Минска, 28 вер, от г. Слуцка, в котором и почтовая контора, и от Московско-Брестской железной дороги в 70 верстах. В 5-ти верстах от села, в имении Старчичах, находится деревянный римско-католический костел, в котором изредка совершаются богослужения приезжими католическими ксендзами.

II. Церковь.

До 1670 года дремучий лес, носивший название "Стражева", покрывал ту местность, где ныне находится Старчицкая Петро-Павловская церковь. Здесь, на Вышковской горе, по случаю явления Богоматери некоему Льву Шопоме, 1670 года, построен был монастырь, тщанием Архимандрита Слуцкого монастыря, Феофила Креховецкого, и причислен к Слуцкому Свято Троицкому монастырю. Здания сего монастыря состояли из деревянных церквей, Рождества-Богородичной и Петро-Павловской. 1678 года 22 сентября Святой Дмитрий Ростовский был здесь для поклонения чудотворной иконе Богоматери. 1733 года братские келии были истреблены пожаром и вновь отстроены за счет Слуцкого монастыря. 1818 года монастырь закрыт, а церковь сделана приходскою.

Настоящая Петро-Павловская церковь расположена в расстоянии 2-х верст от селения, в 1873 году вновь перестроена прихожанами из бывшей монастырской церкви, на что израсходовано до 2000 рублей. Зданием церковь сия деревянная, на каменном фундаменте, сложенная из брусьев, имеет вид продолговатого креста, покрыта листовым железом, с тремя глухими куполами, снаружи вся окрашена - крыша в зеленый цвет, а стены в перламутровый. Входных дверей 3-e; окна в три яруса; пол и потолок деревянные; потолочные балки поддерживаются четырьмя деревянными столбами; внутренние стены окрашены; к отоплению церковь не приспособлена. Вообще здание церкви в техническом отношении находится в довольно крепком состоянии. Внутренняя площадь храма…заключает 20 кв. сажен и алтаря 7 квадратных сажен; кроме сего, кругом церкви сделано опоясание, крытая паперть, имеющая в ширину 2 арш. Престол один во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Солея имеет возвышение на 2 аршина и на ней устроены клиросы. Иконостас, старого устройства, дощатый, исправленный 1860 года, покрашен масляною голубою краскою, с вызолоченными карнизами и рамами; состоит из 38-ми икон, писанных в византийском стиле и расположенных в четыре яруса. По правую сторону от царских врат, на том месте, где должна быть налистная икона Спасителя, издревле поставлена явленная чудотворная икона Богоматери, с предвечным младенцам, писанная на деревянной доске, длиною в 1 аршин 10 вершков, шириною 1 аршин 3 вершка, украшенная серебряною вызолоченною ризою чеканной работы, с такими же на главах вещами. Во время пожара 1738 года, испепелившего Старчичский монастырь, погибло описание многих чудес от сей иконы; впрочем, в бумагах архива Слуцкого Св. Троицкого монастыря упоминается о трех чудесах, в том числе и об исцелении некоей женщины, при основании Старчичской церкви. В келейной летописи Св. Димитрий Ростовской говорит, что 1678 года 14 июля он был в Старчичах (Старожице), для поклонения чудотворной иконе Богоматери, где во время литургии в воскресный день исцелились две больные головною и глазною болезнию, - один бесноватый, одна женщина от внутренней болезни и одна глухая женщина…

…Ризница помещается в особо устроенном за алтарем отделением и достаточно снабжена утварью, облачениями вообще всеми церковно-служебными принадлежностями. Литургийных сосудов два прибора серебряные, позолоченные, старой отделки. Крестов 5-ть; из них один серебряный, 12-й пробы, с литым распятием, сделанный из бывших при чудотворной иконе привесок, отделки старой; другой кипарисный, а остальные три из желтой меди, посеребренные. Евангелий 5-ть: из них одно в лист, Киевской печати 1671 года обложенное в красный бархат, с изображениями на серебряных пластинках, другое евангелие в лист, Киевской печати 1679 года, оложенное в разноцветный полубархат, с изображениями на серебряных пластинках, третье - в лист, Московского издания 1871 года, в медном посеребренном окладе с 5-тью досками, окладах. Все остальныя утварныя принадлежности медныя, высеребренныя. Священнических облачений 14, из коих годных к употреблению - 3 мишурных, 2 атласных и 1-о траурное, затем 5 облачений ветхих, к употреблению негодных. Богослужебных книг имеется полный круг. В церковном архиве хранятся метрические книги и приходские реестры с 1802 года. Церковь кругом обнесена деревянною древенчатою оградою и внутри оной устроена деревянная колокольня, в коей завешено колоколов 4-е весом: в 4, 3, 2 и 1 пуд. На погост сей церкви по правую сторону ся, имеется теплая деревянная церковь, во имя Св. Онуфрия и Митрофана, построенная прихожанами 1877 года, на месте древней Рождество-Богородичной церкви, в коей совершается богослужение в зимнее время. Кладбищ, кроме приходского при церкви, имеется еще 4 деревенских, из них самое дальнее в 6-ти верст. от церкви, и при всех кладбищах устроены деревянные часовни.

III. Приход

В состав прихода входят 5-ть следующих селений: Старчичы, Поповцы, Замогилье, Мозали и Веска, - последняя в 6-ти верст. от церкви и это самый дальний приход. Прихожан считается мужского пола 1105 и женского 1134 души: почти все они крестьянского сословия и занимаются исключительно земледелием и скотоводством. В религиозном отношении, все прихожане знают повседневные молитвы, соблюдают праздники, посты и другие уставы церкви, усердно посещают церковь, но не многие понимают богослужение, внимательно слушают церковные поучения, изредка и особенно при благополучии и хорошем урожае совершают по селениям крестные ходы, и, вообще, довольно благочестивы. Нравственная сторона их безупречна, так что грубых пороков и выдающихся злых наклонностей, кроме общего недуга - наклонности к винопитию, у них не замечается, предрассудки и суеверия унаследованныя ими от предков - упорно держатся.

IV. Причт.

Причт сей церкви, по штату, составляют настоятель и псаломщик. Настоятелем в настоящее время состоит священник Алексей Никольский, из неокончивших полного курса семинарского воспитания, священствует с 1869 года.

V. Владения и средства содержания церкви и притча.

Единственным источником содержания церкви содержания церкви содержат пожертвования и приношения - денежныя и вещественныя, которых в течение года поступает приблизительно 120 р. Церковный причт, кроме штатного жалованья и не малаго кружечнага дохода, пользуется церковным помещением и земельным, в количестве 49 д., участком, состоящим из 2 д. 2176 сажен усадебной, 10 десят. 421 саж. пахатной, 13 десят. 1373 саж. сенокосной и 13 десят. 856 саж. под зарослями и неудобной. Усадьба расположена при церкви, - пахатная в одном обрубе, а сенокосная в двух участках, план и межевая книга на сию землю имеются и владение оное ведется причтом безспорно. Для помещения причта имеются строения следующия: 1) у священника - дом, гумно, амбар, скотский сарай, варивня, погреб; 2) у псаломщика - один только дом. Дом у священника новый, построенный 1873 года, выгодный; прочия же строения требуют ремонтировки, - для псаломщика же требуются совершенно новыя строения. После осмотра строений подлежащею комиссиею, состоялся проект о починке холодных строений священника и возведении всех строений для псаломщика, но проект сей не приведен еще в исполнение.

VI. Церковныя и приходские учреждения.

При церкви учреждено церковно-приходское Попечительство и в 3-х деревнях находятся начальныя школы, для обучения в них чтению и повседневным молитвам, но за скудостью материальных и педагогических средств, учебное дело идет в них неудовлетворительно. Развитие грамотности в приходе весьма ничтожно и достигает не более 3% всего населения…" (арфаграфія захавана).

Як бачым з апісання, манастыр знаходзіўся на Вышкаўскай гары сярод дрымучага лесу, які называўся Стражава. Сёння мясцовасць зменена вельмі значна. Лес захаваўся толькі на паўдневым захадзе, а мясцовае насельніцтва называе яго Стрыжэва.

З паўночнага боку расце малады лес, якому крыху больш за паўстагоддзя. Аб былым манастыры напамінае толькі крыж, які паставілі жыхары в. Папоўцы і некалькі камянеў-валуноў побач з крыжам.

З успамінаў жыхароў в. Папоўцы:

Пахамовіч Таццяна Сцяпанаўна, 1932 г. нараджэння:

"Гара, дзе манастыр быў, а дакладней царква, была высокая, царква была відаць здалёк. З гары нават была відна бяроза на Устроні ў панскім садзе, а гэта ж за лесам, недзе за 6-7 км. Царква была вельмі прыгожая. Я малая яшчэ была, але добра памятаю вельмі прыгожы іканастас і царскія вароты.

Помню, як разбуралі царкву, як палілі кнігі і іконы. Мы з Лідай Храловіч бегалі глядзець. Нам бацюшка кніг усякіх надаваў, мы іх да Ліды ў хату прынеслі, але ўсе яны згарэлі ў час вайны, калі хата згарэла".

Пахамовіч Тамара Яўхімаўна, 1927 г. нараджэння:

"Прыгожая вельмі царква была, старая. Яшчэ мая мама-пакойная казала, што на Пятра (царкоўнае свята 12 ліпеня) тут заўсёды вялікія кірмашы былі, два дні доўжыліся, а людзі адусюль прыязджалі, нават са Слуцка.

Вакол уся мясцовасць была абсаджана ліпамі і клёнамі, ды такімі ж магутнымі, што мы, дзеці, маглі іх абхапіць толькі ўтрох-чатырох".

Бурмака Соф'я Павлаўна, 1923 г. нараджэння:

"Царкву добра помню. Іканастас там быў вельмі прыгожы. Хоры высокія. Дрэвы былі вельмі старыя. У некаторых дрэвах былі такія дуплы, што мы ў хованкі туды хаваліся".

Мяшкоўская Галіна Іванаўна, 1923 г. нараджэння, жыхарка в. Устронь:

"Мая мама-пакойніца казала, што ў Папоўцы выйсці замуж было за шчасце, бо людзі былі там калекамі, не рабілі ніколі паншчыны. У вёсцы была прыходская школа на 4 класы. Закончыў яе і мой бацька Хоміч Іван Фёдаравіч і яго сястра Хоміч (Гапановіч) Вольга Фёдараўна. А яшчэ мая цётка ў хоры царкоўным спявала".

Усё змянілася сёння, нават назвы вёсак: Старчыцы - Акцябр, Замагілле - Рассвет. Але памяць народная жыве і трэба зрабіць усё, каб яна жыла вечна.